Бис из-за кулис

0 48

Дмитрий Илларионов и Борис Андрианов

Текст публикуется в авторской редакции. Сокращенная версия текста была опубликована в ежедневной “Газете” от 31 марта 2008 года.

Закончился Третий международный фестиваль “Виртуозы гитары”
31.03.2008 / ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ

Третий фестиваль “Виртуозы гитары”, завершившийся вчера в Зале Чайковского, заметно отличался от двух предыдущих. На втором году существования проекта было важно закрепить его успех, расширить круг участников, показать больше нового репертуара. Теперь форум развивается скорее вглубь: чуть меньше десятка солистов, зато среди них не только молодые, как раньше, но и именитые звезды – Ролан Диенс и Аниелло Дезидерио. В рамках одной программы исполнители уже не сменяют друг друга с прежней быстротой: из шести вечеров – три сольных. Казалось бы, есть риск утомить публику, однако Зал Чайковского был полон от первого концерта до последнего.

Незадолго до открытия “Виртуозов гитары” в Москве завершился международный виолончельный форум “Посвящается Мстиславу Ростроповичу”. Схожие во многом, фестивали различаются в главном: если музыка для виолончели звучит у нас постоянно, то сочинения для гитары можно услышать куда реже. Тем ценнее и благодарность публики, и инициатива организаторов гитарного форума – Московской филармонии, Дмитрия Илларионова и Артема Дервоеда. Есть и принципиальное сходство: участники обоих фестивалей по-настоящему одержимы любимым делом, необыкновенно преданы ему. Не случайно Борис Андрианов, арт-директор виолончельного форума, идеально вписался в компанию “Виртуозов гитары”, а его совместное выступление с Дмитрием Илларионовым стало одним из ярчайших моментов прошедшего фестиваля.

Первый же концерт не обошелся без неожиданностей: испанец Херардо Нуньес, собиравшийся представить программу “Пути во времени”, сошел с дистанции из-за полученной травмы. Часть публики, уже настроившаяся на вечер фламенко, была разочарована, однако коллегу достойно заменил итальянец Флавио Сала. Артист знаком нашей аудитории по предыдущему фестивалю, где он представлял хрестоматийный “Аранхуэс” Хоакина Родриго и – впервые в Москве – его же концерт “Мадригал” в дуэте с Артемом Дервоедом. Дервоеду же пришлось заменить англичанина Грэма Девайна, чей приезд отменился в последний момент, в концерте для гитары с оркестром Вила-Лобоса.

В остальном форум прошел без неприятных сюрпризов. Если второй фестиваль в репертуарном плане почти не пересекался с первым, то теперь повторились некоторые из сочинений, звучавших два года назад – среди них “Южный концерт” Мануэля Понсе. Его блестяще исполнил поляк Марчин Дылла, ставший одним из открытий прошедшего фестиваля. Еще одно безусловное открытие – француз Ролан Диенс, феноменальный виртуоз-импровизатор, чья программа “Классика. Джаз. Импровизация” произвела подлинный фурор. Некоторые опасения поначалу вызывал оркестр “Русская филармония” со скрипачом Максимом Федотовым за пультом, участвовавший в двух концертах, однако на деле коллектив продемонстрировал весьма корректный аккомпанемент, что отнюдь не мало. По крайней мере, “Новая Россия” год назад была в этой роли куда менее убедительна.

С именем Дмитрия Илларионова, инициатора и бессменного “мотора” фестиваля, связан один из лучших его моментов. Могло бы показаться, будто исполнитель “тянет одеяло на себя”, однако выступление Дмитрия оказалось таким компактным, обаятельным и в то же время разносторонним, что не осталось и тени подобного впечатления. Илларионов начал с эффектной Fantasia Concertante – в основу сочинения легла пьеса Grand Solo Фернандо Сора, на основе которой наш современник Никита Кошкин создал блестящий концертный номер для гитары с оркестром. Восторг вызывала и работа Кошкина, бережно и притом мастерски обошедшегося с классикой, и полная огня и полета игра Илларионова.

После двух миниатюр Алексея Рыбникова и Ролана Диенса настало время гвоздя программы – дуэта Илларионова с Борисом Андриановым. В двойном концерте Пьяццоллы и двух его пьесах, исполненных на бис, музыканты продемонстрировали редкое взаимопонимание, помноженное на способность заражать вдохновением друг друга и слушателей. Финальный бис Илларионов исполнил один и, доигрывая последнюю фразу, удалился за кулисы. Днем позже состоялся традиционный гала-концерт, где выступили все участники форума. Так закончился Третий фестиваль “Виртуозы гитары”; секретов Четвертого Дмитрий Илларионов пока не раскрывает, но обещает, что он обязательно состоится.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.