В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов Владимир Горбач (Россия-Австралия), Горан Кривокапич (Германия), Дмитрий Мурин, а также Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», дирижер – Фабио Мастранджело.
Прозвучат концерты современных российских композиторов, написанные для классической гитары и симфонического оркестра:
- Ефрем Подгайц – Концерт для гитары и струнного оркестра
- Фердинандо Карулли – Никита Кошкин – Концерт ля-мажор для гитары и симфонического оркестра
- Игорь Рехин – «Гаванский» концерт для гитары и симфонического оркестра
Бетховену принадлежит фраза, которую иногда приписывают Берлиозу: «гитара – это оркестр в кармане». Тем красивее звучит этот инструмент в сопровождении настоящего оркестра!
Этот вечер станет лейтмотивом всего фестиваля, который пройдет под знаком музыки российских композиторов. Сочинения русских авторов вошли в обязательную программу международного конкурса этого года. Произведения для оркестра являются верхом музыкальной мысли и творчества любого композитора, именно поэтому фестиваль имени Александра Фраучи уже много лет традиционно открывается именно форматом гитары в сопровождении симфонического оркестра.
Композиторы
Член правления Союза московских композиторов, профессор Ефрем Подгайц написал Концерт для гитары и струнных осенью 2001 года. Для композитора это был первый опыт сочинения для гитары. Он углубился в изучение возможностей инструмента. Московский гитарист Дмитрий Татаркин несколько раз приезжал к Подгайцу с гитарой и показал ему не только то, что можно сыграть на гитаре, но и некоторые приёмы игры, которые обычно не использовались. Автор решил нарушить обычную для гитарных концертов практику преимущественно поочерёдной игры солиста и оркестра, и обусловил исполнение обязательным микрофонным усилением партии гитары.
Мировая премьера состоялась в 2002 году в Санкт-Петербурге, солировала гитаристка из Греции Антигони Гони. И музыканты, и публика назвали этот концерт «крайне удачным» произведением.
Никита Кошкин – один из важнейших современных композиторов, пишущих для гитары, и не только в России, но и в мире. В свое время Кошкин учился в Академии имени Гнесиных в классе А.К. Фраучи; впоследствии уже сам Фраучи много исполнял, записывал и популяризировал музыку Никиты Кошкина. Работая над ля-мажорным концертом итальянского композитора и гитариста XIX века Фердинандо Карулли, Кошкин не собрался «вторгаться» в произведение, а хотел лишь его немного отредактировать. Но в процессе работы композитор увлекся, и в результате полностью написал вторую его часть и переработал третью. Вторая часть реконструирует настроение, мелодии и картины бетховенской эпохи – эпохи раннего романтизма.
В 1982 году Игорь Рехин впервые приехал на гитарный фестиваль в Гавану. Этот гитарный форум был организован «на широкую ногу» и собрал большое количество известных гитаристов со всего мира. По впечатлениям от этой поездки Рехин сочинил «Гаванский концерт». «В качестве прообраза я взял знаменитый скрипичный концерт Мендельсона с драматической первой частью, чудесной лирической второй и виртуозным финалом», – говорит Рехин. Окончательная редакция была создана в сотрудничестве с Александром Фраучи. В 1983 году Фраучи успешно исполнил этот концерт в Москве, а в 1984 году кубинский гитарист Ильдефонсо Акоста представил сочинение в Гаване.
12 ноября 2019 года, вторник, начало в 19:00
Концертный зал РАМ им. Гнесиных (Малый Ржевский пер., 1)
Билеты – 700-2000 рублей.