Перекрестный концерт двух фестивалей – гитарного и виолончельного – событие редкое даже для Москвы, пресыщенной хорошей инструментальной музыкой.
Гитарист Дмитрий Илларионов и виолончелист Борис Андрианов играют вместе с начала века – они записывали пластинки, номинировались вместе на Грэмми, их концерты в Европе транслировало medici.tv, они выступали на саммите в Санкт-Петербурге перед лидерами «большой восьмерки», участвовали в театральных постановках, ездили в благотворительные гастрольные туры по России и «ставили на уши» лучшие мировые концертные площадки.
В этот раз, пользуясь пространственно-временным пересечением двух фестивалей, они решили провести на «нейтральной» территории – в Камерном зале ММДМ – уникальный концерт музыки XXI века с живым видеоартом.
В начале концерта Дмитрий Илларионов представит сочинение культового современного композитора Андрея Зеленского «Esmeralda». В романе Томаса Манна «Доктор Фаустус» есть фрагмент, в котором отец рассказывает сыну об удивительно красивой бабочке – Esmeralda, красота которой губит мир. Писатель как бы вступает в литературный диалог с Достоевским, который устами своих героев утверждал, что «мир красотою спасется». Андрей Зеленский разрешает этот диалог и имя бабочки в мелодию Es – mi – re – do – напоминающей начало известной композиции Мишеля Леграна. Гитара Дмитрия Илларионова во время исполнения этого символического сочинения будет ударным, затем камерным, и, наконец, солирующим инструментом. Гусеница превратится в бабочку, которая, как сама красота, улетит вместе с окончанием этого концерта-метаморфозы.
Вечер продолжится сочинением композитора Алексея Шора «Musical Pilgrimage» («Музыкальное паломничество») для виолончели с оркестром.
Алексей начал писать свою красивую, свежую и, казалось бы, простую музыку лишь в 2012 году – просто для собственного развлечения, «в стол». Однажды ноты попались на глаза альтисту Дэвиду Аарону Карпентеру, который решил исполнить эти сочинения на публике. С тех пор Алексей Шор, математик с докторской степенью, приобрел мировую известность, стал композитором-резидентом Мальтийской Филармонической Академии, и получает десятки лестных отзывов от ведущих мировых музыкантов – композиторов, дирижеров, солистов.
Сторонники «теории заговора» подозревают Алексея в том, что он использует в сочинении математику, возможно, даже перерабатывает «музыку сфер». Так или иначе, московскую публику ждет «чувство подавляющего мира и гармонии» – так музыку Алексея Шора описывает композитор Гия Канчели.
«Место встречи гитары и виолончели» завершится сюитой итальянца Джованни Соллима «Когда мы были деревьями» в транскрипции для двух виолончелей, гитары и струнных в шести частях: «Резонансная древесина (Лес скрипок)», «Архитектор», «Открытки – листья», «Опасность преобладания воображения», «Баньян» и «Фамильное древо (Вивальди)». Во время написания Джованни думал об Антонио Страдивари, блуждающем по лесу Паневеджо в Доломитах (названному «лесом скрипок») в поисках наиболее резонансной древесины для своих инструментов; об африканском архитекторе, который строит дома в деревьях, о листьях бенгальского фикуса – баньяна (что означает «растущее сверху вниз»), которые в конце XIX века посылали по почте вместо открыток; мелодия этой части переходит в размышления о Вивальди и его богатом воображении… Пьеса Джованни Соллима обещает нарисовать нам картины, которых, возможно, еще не видели стены Дома музыки.
В концерте принимает участие один из самых талантливых сценографов современности – видеоартист Чой, который в реальном времени будет дополнять сцену генеративным видеорядом. Чой уже принимал участие в концертах фестиваля имени Фраучи – в 2017 году он создавал видеопроекцию на купол Московского планетария во время исполнения программы Дмитрия Илларионова «Сати-видения».
15 ноября 2019 года, пятница, начало в 19:00
Камерный зал ММДМ
Билеты от 700 до 1800 рублей