«Viva la Guitarra»

Репортаж Виктора Александрова

0 300

В Дюссельдорфе завершился международный музыкальный фестиваль «Viva la Guitarra».

Организатором фестиваля «Viva la Guitarra» выступила Высшая школа музыки имени Роберта Шумана (Дюссельдорф) при участии профессоров классы гитары Александра Сергея Рамиреса и Хоакина Клерча.

Этот выдающийся фестиваль, который с каждым годом приобретает все больший резонанс в мире, еще раз подчеркивает важность этого учебного заведения как места обучения в области гитары и ее стилистического диапазона: от старинной музыки до современного гитарного репертуара и джаза. Знаменитые гитаристы мира, приезжая в Дюссельдорф, не упускают возможность передачи своих знаний и опыта студентам. Именно этот обмен между исполнительскими поколениями придает фестивалю «Viva la Guitarra» живую, вдохновляющую атмосферу, которая лучше всего подходит для музыкального Дюссельдорфа.

Основная часть концертов проходила в зале «Partika» Высшей школы музыки имени Роберта Шумана.

Открытие фестиваля было посвящено музыке композиторов Германии, Италии, Арегнтины и Кубы. В программе «Concierto de la Habana», посвящённой 80-летию Лео Брауэра, прозвучали произведения кубинского мастера, а также ретроспектива сочинений Бьёрна Райтеля, Астора Пьяццоллы и Марио Кастельнуово-Тедеско. На сцене зала имени Роберта Шумана художественного Музея Кунстпаласт в сопровождении камерного оркестра «Симфониетта Ратингена» под управлением Томаса Габриша выступили гитарный квартет в составе: Эдуардо Энесталь, Липенг Ванг, Ариам де Вера и Манни Ю, а также молодые гитаристы, студенты Высшей школы музыки имени Роберта Шумана: Юлия Тринчук и Йоахим Сантос Симоэс.

Кульминацией вечера стало фантастическое исполнение Двойного концерта для гитары и бандонеона с оркестром Астора Пьяццолы   Роберто Аусселя и Себастьяна Аутемайю. В «Гаванском» концерте № 7 для гитары с оркестром Лео Брауэра сольную партию эффектно исполнил Хоакин Клерч.

Сенсационным событием фестивальной программы стал приезд прославленного бразильского гитарного дуэта братьев Сержиу и Одаира Ассад. Оба феноменальных музыканты сформировали основы новых стандартов современной гитарной исполнительской школы. Их фантастическую игру отличает невероятная виртуозность, изобретательность, благородство и экспрессия. Вслед за бравурными  Концертными вариациями Мауро Джулиани прозвучали колоритные испанские зарисовки Исаака Альбениса, знойные танго Астора Пьяццоллы, а затем целое отделение латиноамериканской музыки, составленное из сочинений Эйтора Вилла-Лобоса, Антонио Карлоса Жобима, Эгберто Джисмонти и Сержиу Ассада.

Не менее захватывающим стал вечер латиноамериканских ритмов с участием еще одного бразильского гостя, темпераментного молодого гитариста Яманду Коста. Это особый талант, самородок  исключительной силы, чья игра с потрясающей техникой и удивительным сценическим обаянием, высшим классом мастерства покоряет слушателей. Яманду Коста развил уникальный собственный стиль гитарной игры. Ему с лихвой удаётся преодолевать сложнейшие виртуозные пассажи, трудные арпеджио он играет с искусной лёгкостью и непринуждённостью.

На фестивале «Viva la Guitarra» была широко представлена география разных гитарных школ.  Америку представляла президент знаменитой гитарной ассоциации «Guitar Foundation» Марта Мастерс, ретроспективу музыки барокко, романтизма, фламенко и модерна успешно реализовал  профессор Академии музыки в Дармштадте (Германия) Тилман Хоппшток. Выступления Марчина Дыллы всегда отличаются оригинальностью решений в выборе программ и тщательной продуманностью. На фестивале в Дюссельдорфе Марчин исполнил Тему с вариациями и фугу на тему испанской фолии Мануэля Понсе и Лютневую сюиту ми минор, BWV 996 Иоганна Себастьяна Баха, которой предшествовало целое отделение современной музыки Мориса Охана, Мануэля де Фальи, Дариуса Мийо, Эллиотта Картера, Софии Губайдулиной и Бенджамина Бриттена.

Музыка фламенко и этнофольклора  завершила фестиваль концертом кубинского дуэта гитаристов Али Аранго и Джошуа Фонсека, а также испанского фламенкиста Ксавье Конде. Каждая из прозвучавших композиций отличалась индивидуальным национальным колоритом, оригинальностью мелодий и ярким ритмическим рисунком.

Как отметил в интервью один из главных организаторов фестиваля «Viva la Guitarra» Александр Сергей Рамирес:

«Главная идея фестиваля заключена в том, чтобы представить гитару  в самых разных направлениях. Это не только классика, но и фольклор, в том числе фламенко. Нам важно показать широту и палитру звучания классической гитары. Многие ведь не знают об этом инструменте. А молодёжь сегодня необходимо привлекать к посещению концертов и занятиям на гитаре. У нас есть гитарный оркестр Высшей школы музыки Дюссельдорфа. И этот оркестр объединяется с оркестром обычной музыкальной школы. Много бывших наших студентов преподают сейчас в музыкальной школе имени Клары Шуман. Этим мы стараемся объединять два разных, но очень важных музыкальных учебных заведения рейнского города. Раньше обе этих школы были отделены друг от друга, между ними не было никакой взаимосвязи. А сейчас мы пытаемся наладить эти творческие контакты и, я думаю, что не безуспешно».

Вновь основанный Гитарный оркестр Высшей школы музыки имени Роберта Шумана  и гитарный оркестр школы имени Клары Шуман выступил под управлением дирижера Эдуардо Эненсталя. Прозвучали Концерт для четырёх скрипок и бассо континуо ре мажор Георга Филиппа Телемана, «Кубинский пейзаж с румбой» Лео Брауэра и три фрагмента из музыки балета «Любовь-волшебница» Мануэля де Фальи. Оркестр из 40 гитаристов звучал сбалансированно и гармонично, чутко реагируя на жесты дирижера.

Виктор Александров, Дюссельдорф (Германия)

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.