«Свет Востока»

Кадзухито Ямасита впервые выступил в столице Татарстана – репортаж Виктора Александрова

0 346

В Казани на XIII международном музыкальном фестивале «Классическая гитара в XXI веке» выступил прославленный японский гитарист Кадзухито Ямасита.

Один из лучших фестивалей классической гитары в России проводится при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан, Мэрии Казани, а также Управления культуры Исполнительного комитета города. Основатель и художественный руководитель проекта – заслуженный артист Республики Татарстан и Республики Дагестан Айнур Бегутов.

За всю историю фестивальных программ ярким украшением стали имена ведущих исполнителей, мастеров классического гитарного искусства из разных регионов России, Европы, Азии, Северной и Южной Америки.

Ожидаемой кульминацией нынешнего фестиваля стал концерт из цикла «Легенды», в котором принял участие мэтр японской классической гитары Кадзухито Ямасита.

Этот музыкант буквально перевернул в мире истинное представление о классической гитаре. В двадцать лет Ямасита выпустил диск с собственной транскрипцией для гитары фортепианного цикла Модеста Мусоргского «Картинки с выставки». Этот альбом вызвал бурный резонанс в мире и был удостоен престижной премии звукозаписи Deutsche Grammophon Award. Кадзухито Ямасита раскрыл новые звуковые и технические возможности гитары как полноценного концертного инструмента. В обширной дискографии гитариста свыше 80 альбомов, на которых записана как оригинальная музыка, так и переложения сочинений мировой музыкальной классики.

Кадзухито Ямасита унаследовал привязанность к классической гитаре от своего отца Тору Ямаситы, который и был его первым учителем. Затем юноша продолжил обучение в Академии музыки Нагасаки у Кодзиро Кобунэ. В 15 лет Кадзухито одержал блестящую победу на Токийском международном конкурсе классической гитары, став самым молодым лауреатом этого престижного состязания за всю его историю.  В 1977 году Ямасита выиграл еще три престижных мировых конкурса: Ramirez (Испания), Alessandria (Италия) и конкурс Парижского Радио (Франция).

Гитару Кадзухито Ямаситы слышала публика практически со всех уголков земного шара. Его триумфальные концерты в Японии, Европе, Канаде, США, Великобритании, Азии и России имели восторженный успех и невероятное признание! Многим, кому довелось присутствовать на концертах этого мастера, навсегда запомнились его невероятная энергетика и самоотдача во время исполнения. Свою сольную концертную деятельность Кадзухито Ямасита успешно сочетает с игрой в камерных ансамблях и с симфоническими оркестрами. Гитарист активно участвует в популяризации музыки современных композиторов. Он исполнил премьеры более 60 произведений для гитары. В 1999 году Ямасита получил от японского правительства Гран-При Национального фестиваля искусств за свой диск с записью японской гитарной музыки композиторов 1923-1948 годов.

В Казани Кадзухито Ямасита впервые. Его очаровала красота этого города с великой историей, прекрасная архитектура, местные обычаи и традиции.

Выступление гитариста состоялось на сцене Государственного Большого концертного зала имени Салиха Сайдашева. В концерте приняли участие музыканты камерного оркестра «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой, а также дочь Кадзухито Ямаситы –  Каюми.

В первом отделении вечера прозвучали произведения для гитары с оркестром итальянских и польских композиторов.

Аллегро из Концерта для гитары с оркестром ля мажор, соч. 8a Фердинандо Карулли утонченно сыграла Каюми Ямасита. Затем на сцену вышел сам мэтр Кадзухито Ямасита и представил казанской публике российские премьеры сочинений Александра Тансмана и Марио Кастельнуово-Тедеско. «Придворная музыка» («Musique de cour»), сюита в старинном стиле на темы французского лютниста Робера де Визе польского композитора Александра Тансмана представляет вереницу разнохарактерных танцев: вступление, менуэт, сарабанда, гавот и мюзет, пассакалия, жига, ария и финал. Интерпретация Ямаситы отличалась особым аристократизмом, философской глубиной и деликатной манерой исполнения.

Вслед за музыкой Александра Тансмана Кадзухито Ямасита вместе с оркестром «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой исполнил Концерт-серенаду, соч. 118 итальянского композитора Марио Кастельнуово-Тедеско. Национальный мелос, свежесть образного строя музыки и гитарной фактуры вдохновили слушателей. Приятно было погрузиться в атмосферу прелестных мелодий, чарующих гармоний и танцевальных ритмов этой изысканной партитуры.

Во втором отделении маэстро Ямасита выступил сольно и в ансамбле со своей дочерью Каюми. Без русской музыки Кадзухито просто не мыслит своё творчество. И это неоспоримый и достоверный факт! Феноменальные транскрипции Кадзухито Ямаситы произведений Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Игоря Стравинского ничуть не уступают его трактовкам других оригинальных сочинений, написанных российскими композиторами для гитары.

Сначала прозвучали несколько опусов петербургского гитариста и композитора Сергея Кравчука: вторая часть из Сонаты № 3 для гитары  и три пьесы из Детского альбома: «Маленькая песенка», «Прелюдия» и «Весенний дождь».  Необычайно тонко и деликатно прочувствовал Кадзухито Ямасита образную атмосферу каждой из этих миниатюр, а в Колыбельной Александра Иванова-Крамского чутко раскрыл мир грёз и созерцания, благодаря мерцающим искусственным флажолетам тембра его гитары. Виртуозный этюд ля мажор Фернандо Сора предшествовал исполнению двух частей из симфонической сюиты «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова: «Рассказ царевича Календера» и «Царевич и царевна».  В транскрипции для двух гитар чародейственный мир музыки Римского-Корсакова предстал особенно многогранным. Яркая сбалансированная игра дуэта Кадзухито и Каюми Ямасита отличалась эмоциональной сдержанностью и гибкостью. Насыщенная тембровая палитра обширного диапазона гитар впечатлила объемом звука и пестрым спектром оттенков. Казанская публика устроила необычайно теплый прием музыкантам из Страны восходящего солнца.

 

Виктор Александров, Казань

Фото — Рамис Назмиев
© Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке» (Казань, 2020)

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.