Пако де Лусия отвечает на вопросы

2 280

25 мая в Калуге выступил Пако де Лусия, и своим концертом лишний раз доказал, что “лучше один раз увидеть”. Нам удалось не только послушать игру великого гитариста, но и задать ему несколько вопросов.

Впечатления? Они однозначны – музыкальность, техника, чистота звука, энергетика… все это есть в каждой ноте. Игра Пако – скорее колдовство, чем музыка!

Но давайте обо всем по порядку. Еще перед концертом менеджер артиста сообщил, что маэстро вообще не будет давать какие-либо интервью, или, может быть, ответит на несколько вопросов сразу после выступления, но… может и отказаться, если сильно устанет. Шансы на получение “доступа к телу” были практически равны нулю. Однако организатор фестиваля и представитель Vengaya Productions (компании, которая привезла Пако в Россию) пошли нам навстречу и договорились с артистом и его менеджерами. Таким образом, задать вопросы смогли только двое человек: корреспондент телеканала “Культура” и “Гитарный журнал” в лице автора этих строк.

– Запомните, – сказал менеджер, – каждый задает только по одному вопросу. Пако очень устал после выступления и говорить будет не более пяти минут.

Однако менеджеры ошиблись, и артист ответил больше чем на два вопроса.

Сразу после концерта, едва затих шквал аплодисментов (кстати, зал был не просто полон, а набит битком – люди стояли в проходах и вдоль стен, сидели на ступеньках), Пако де Лусия прошел в гримерную, и менеджер тут же встал у входа на страже, поскольку в коридоре начало твориться невообразимое (типичное поведение пары десятков конкурирующих журналистов и фотографов. – прим. D.S.) – каждый старался подойти поближе к заветной двери. Это было довольно смешно наблюдать, так как коридор узкий, а все происходило почти если не в полной тишине, то, по крайней мере, вполголоса – если бы толпа шумела, охрана попросту очистила бы коридор.

Спустя четверть часа менеджер постучал в дверь гримерной, приоткрыл ее, молча показал пальцем на нас
и на переводчицу и жестом пригласил войти. Дверь за нами тут же закрылась, и слышно было, как менеджер привалился к ней спиной снаружи, потому что кто-то, по всей видимости, порывался войти следом.

Пако де Лусия сидел на стуле возле окна, закинув левую ногу на правую, а не наоборот, как он делает, когда играет. Видимо, во время отдыха он разгружает позвоночник, заставляя тело принимать противоположную позу.

Видно было, что артист сильно устал. Даже когда он начал говорить, то делал это с трудом – голос был очень тихим и буквально прерывался в конце каждого предложения. Тем не менее, под обаяние артиста мы попали практически моментально – он смотрел на нас с улыбкой и тем доброжелательным и заинтересованным взглядом, которым во время выступления иногда одаривает зал. И действительно, Пако де Лусия ответил на четыре вопроса, причем видно было, что они понравились ему – под конец беседы он заговорил уже с напором, с жестикуляцией. Хотелось спросить больше, но половину времени из отведенных пяти минут занял перевод.

Корреспондент: – Во время выступления вы ведете слушателя за собой, или все же музыка важнее?

Пако де Лусия: – Чтобы вести за собой других, надо быть увлеченным и уверенным в том, что делаешь. Если это так, тогда люди сами пойдут за тобой.

Корреспондент: – Вы достигли таких высот, что кажется, дальше идти некуда. Есть ли для вас путь вперед?

Пако де Лусия: – Путь есть всегда, и всегда есть к чему стремиться, но, к сожалению, я не тот, что раньше – мне не хватает энергии, я старею. Сделать хочется еще очень много, но силы уже не те.

Корреспондент: – Вы преображаетесь, когда берете в руки гитару! Слушатели дают вам энергию?

Пако де Лусия: – Конечно! Когда смотришь в зал и видишь, как тебя встречают, когда ты получаешь энергию от публики и отдаешь ее сам, то понимаешь, что то, что делаешь, необходимо людям. Это дает силы и вселяет уверенность.

Корреспондент: – Существует ли, на ваш взгляд испанская гитара вне Испании? Может ли она существовать вне Испании?

Пако де Лусия: – Существует. Есть традиция – классическая гитара, которая распространена по всему миру. И фламенко в наше время также распространилось по всему миру. Однако когда я начинал, приходилось прикладывать много усилий, потому что тогда лишь в некоторых странах знали, что такое фламенко. Надо было представлять и защищать свою музыку. Сейчас все больше появляется хороших фламенкистов не только из Испании, но и из других стран.

Корреспондент: – Спасибо!

Пако де Лусия: (по-русски) – Пасиба!

(Примеч. Ред.: Оригинал записи будет вывешен на сайте в скором времени.) После того, как мы покинули гримерную, Пако де Лусия раздал еще несколько автографов и вышел на улицу, где его ждал не только лимузин, чтобы отвезти в гостиницу, но и толпа поклонников. Охране удалось потеснить людей, и артист прошел к автомобилю, но все равно продвижение было медленным, и собравшиеся смогли получить еще десятка два автографов, причем в ход шли не только программки фестиваля и компакт-диски, но даже и бутылки.

Ну, а теперь о впечатлениях. Вернее, об одном, но самом главном. Перед концертом было немного не по себе – а что, если правы скептики, и Пако де Лусия теперь не тот, что раньше?
Но калужский фестиваль расставил все точки над i. Быть может, действительно у Пако де Лусии осталось не так много сил, чтобы продолжать идти своим путем (это усугубляется еще и тем, что преемников и учеников в силу различных причин у артиста нет), но сам он рано записывает себя в старики – его концерт, его мастерство не просто выше всяких похвал. За. Гранью. Возможного.

2 комментарии
  1. Пако! | Гитарный журнал

    […] за рассказом о концерте нельзя не послушать записи Пако де […]

  2. […] Пако де Лусия (настоящее имя – Francisco Sánchez Gómez) – всемирно признанный гитарист, его называют не иначе как “король фламенко”. Во многом благодаря ему мы знаем музыку фламенко вообще и гитару фламенко в частности настолько хорошо, насколько это возможно в наше время. […]

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.