Richard Harvey: Concerto Antico

0 250

Великое таинство и неугомонный водоворот из прекраснейших мелодий, ритмов и образов! Прекраснейший из концертов для гитары с оркестром!

«Concerto Antico» – концерт в пяти частях для гитары и малого симфонического оркестра. Был написан Ричардом Харви в 1995. Эта прекрасная сюита, каждая ее часть, основана на старинных танцах и песнях с самых разных уголков Европы. Произведение написано специально для гитариста Джона Уильямса.


*Чтобы послушать полностью, может потребоваться регистрация на Deezer. Это бесплатно.

Первая часть – «Alborada» – утренняя песня пастуха, вокальная форма, популярная в Испании. Само слово «alborada» можно перевести с испанского дословно, как «утренняя заря», «рассвет». «Alborada» начинается со спокойного и умиротворенного вступления. Величественная тема, как восходящее солнце над лугами Валенсии. Первая часть развивается, и вот уже бодрость наполняет нас новым днем. Солнце уже вовсю освещает начало нового прекрасного продолжения жизни, подсолнухи поднимают головы вверх, деревья кишат птицами. Музыка продолжается бодро и игристо, как молодые ягнята, резвящиеся в вольных долинах Испании.

Вторая часть – «Contredanse» (англ. country dance) – английский деревенский танец. Contredance – одна из форм первоначально английского, а впоследствии и французского народного танца и музыки к нему. Этот танец танцуют парами, одна напротив другой. Музыка состоит из чередований 5 или 6 различных танцевальных фигур, наподобие рондо. Первая вступает гитара, ее подхватывают ударные, имитируя стук каблуков о пол, во время танца. Постепенно вступает оркестр, то аккомпанируя гитаре, то дискутируя с ней по очереди. В четкую ритмическую структуру то и дело вплетаются лирические, импровизационного характера, гитарные монологи. Но заканчивается часть все той же веселой и ритмичной темой, с какой и началась.

«Cantilena» – третья часть, глубоко драматический, протяжный дуэт виолончели и гитары под аккомпанемент оркестра. Начинается с медленного, пульсирующего остинато струнных. Властно, но как будто отрешенно от всего вступает гитара. Прозрачное арпеджио переходят в то же остинато, вторя оркестру. Звучит лирическое и протяжное соло виолончели, но тут же смолкает. Следует проигрыш гитары, а за ним вступает и весь оркестр. Третья часть этого концерта, самая длинная, самая лирическая и драматичная, представляет собой разговор виолончели, гитары и оркестра. Кульминация части начинается со сперва неуверенного, но затем стремительного арпеджио гитары, набирающего темп. Его подхватывает трогательная виолончель. Звучит перекличка оркестра. Могучие басы и группа медных духовых держат в напряжении, пока сгустившиеся тучи не рассеивают беззаботные флейты и трогательно-сладкое соло уже знакомой нам виолончели. Волнительное гитарное арпеджио превращается в прозрачные ручьи, струящиеся на нас, оркестр затихает. Опять звучит соло гитары, виолончели, оркестра. Конец каждого соло властно подчеркивается гитарным расгеадо на сильные доли. Оркестр вновь начинает медленное, ритмичное остинато, но замолкает под уже мягкие расгеадо гитары.

«Forlana» – пятая часть – также старинный танец, но на этот раз из солнечной Италии. Для форланы характерен пунктирный ритм, что сближает его по духу с сицилианой или жигой. Танец исполнялся одной или двумя парами и был очень популярен в народе. Отсюда – простота мелодии, широта и беззаботность. Под незатейливый наигрыш ударные создают уже знакомый нам эффект из второй части концерта – постукивания каблуков во время танца, что сближает эти части по характеру и художественному замыслу.

Пятая и финальная часть – «Lavolta» – танец эпохи Возрождения, распространенный в Италии и Франции. Существуют разные варианты написания, например французский – «Le Volta», но чаще всего встречается итальянский – «La volta». Этот танец часто ассоциируется и имеет много общего с другим танцем под названием «гальярда». Его отличает быстрый или умеренный темп и трехдольный размер. «Lavolta» Ричарда Харви получилась стремительной и энергичной. Более подвижной, чем обычный темп, характерный для этого танца. Возможно, это было связано с необходимостью создания динамического и художественного контраста с другими частями сюиты – лирическими и протяжными.
Быстрый темп, подгоняемый острыми синкопами литавр с первых долей закручивает слушателя в стремительном движении. Группа струнных, а затем бравурные гитарные расгеадо уносят нас в потоке воздуха, закручивает ураганом… Но, раскаты грома, начатые медными духовыми и литаврами стихают и сквозь тучи, как солнце прорывается проигрыш гитары свободного характера и светлые напевы флейты. Взятый в начале темп поддерживают струнные, не давая отдохнуть ни минуты, то унося вверх, к снежным вершинам, то спуская в мягких перьях облаков к цветущим садам и необъятным просторам! Пятая часть концерта – великое таинство и неугомонный водоворот из прекраснейших мелодий, ритмов и образов.

Прекраснейший из концертов! Внимайте звукам прекрасного!

GooglePlay
Amazon
iTunes
Deezer

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.