Гвидо Санторсола: жизнь и творчество

Уругвайский композитор итальянского происхождения Гвидо Антонио Станислао Санторсола ди Бари Бруно родился 28 ноября 1904 года на юге Италии в небольшом городе Каноса-ди-Пулья (Canosa di Puglia). Семья переехала в Бразилию в город Сан-Паулу, когда мальчику было 6 лет. Еще до эмиграции отец будущего композитора Энрико начал изучать с сыном теорию музыки и сольфеджио. Занятия на скрипке Гвидо начал уже в Бразилии в семилетнем возрасте. Его первым педагогом по классу скрипки стал Дзаккариа Аутуори (Zaccaria Autuori), у которого он продолжил обучение в Консерватории Сан-Паулу с 1918 года.

Guido SantorsolaПо окончании консерватории в 1922 году Санторсола получил стипендию правительства Бразилии для продолжения обучения в Европе. В Неаполе Гвидо Санторсола брал уроки игры на скрипке у маэстро Гаэтано Фузелла. Затем он учился в Лондоне в Тринити-колледже у Альфреда Митовицки, где получил диплом преподавателя скрипки и композитора. В качестве скрипача маэстро отыграл несколько успешных концертов в Европе.

Вернувшись в Бразилию в 1925 году, Гвидо Санторсола продолжил работать в качестве солиста и занял место первой скрипки в симфонических оркестрах городов Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

В 1931 году Санторсола переехал в Уругвай, где стал первым приглашенным солистом (альтистом) в симфоническом оркестре уругвайского комитета телевидения и радиовещания (S.O.D.R.E. Symphony Orchestra). С этого времени его основным инструментом становится альт.

Начиная с 1942 года его приглашали в качестве дирижера в оркестры Аргентины и Бразилии. Кроме того, открывая Европе творчество уругвайских композиторов, он гастролировал в ряде столиц – Рим, Мадрид, Лондон и Париж.

Помимо активной деятельности в качестве исполнителя и композитора, Гвидо Санторсола также занимался преподаванием различных дисциплин (скрипка, альт, гармония, контрапункт, искусство фуги, теория музыки, композиция и интерпретация) в Школе музыки (Escuela Normal de Música) в Монтевидео. Эта школа была основана пианистками Авророй и Сарой Бордилльон (Aurora & Sarah Bourdillon). Сара Бордилльон – великолепная пианистка и прекрасный педагог – в 1941 году стала женой композитора. В школе учились хорошо известные уругвайские музыканты, а многие иностранцы специально приезжали, чтобы пройти высшие музыкальные курсы с мастером. Кроме того, Санторсола вел различные курсы в Бразилии, Германии, Австрии, Италии, Испании, США[1].

Композиторское творчество профессора Гвидо Санторсолы охватывает различные музыкальные жанры. Им было написано более 150 произведений для разных инструментов, в том числе и для симфонического оркестра.

Творческий путь композитора можно разделить на три периода:

  1. Первый период с 1926 по 1944 гг. характеризуется влиянием бразильских ритмов. Среди произведений этого периода можно упомянуть «Романс для скрипки и фортепиано» («Romanza for Violin and Piano», 1926 г.), «Бурлеска в стиле ампир» («Burlesque Empire», 1936 г.) для скрипки и фортепиано, Концерт для альта с хором и оркестром (1933 г.), Пять фортепианных прелюдий (1936 г.), «Агония» для контральто и оркестра (1937 г.) и концерт для гитары с оркестром (1943 г.).
  2. Второй период (1945—1961 гг.) характеризуется обращением к уругвайской народной музыке. В этот период были написаны сонаты, сюиты и хоры, симфонические этюды, квартеты и другие произведения, включая выдающуюся кантату «Cantata to Artigas» для женского хора с оркестром (1965 г.), а также гимны, написанные для департаментов Уругвая (административное деление страны) – Артигас, Лавальеха, Канелонес, Трейнта-и-Трес. Все сочинения этого периода ясно показывают национальный колорит уругвайской народной музыки.
  3. Третий период (1961—1994) отмечен ярким преобладанием контрапункта. Профессор Санторсола нашел особый способ соединять звуки хроматической гаммы, которым пользовался во многих своих сочинениях.

В этот период были созданы такие произведения как Концерт для двух гитар с оркестром, Концерт для двух бандонеонов с оркестром, «Две громких картины» («Two loud images»), Фантазия для гитары и фортепиано, Симфония для оркестра в четырех частях и его последний цикл «Прелюдия, Ария и Финал»[2].

В гитарном творчестве мастера также можно выделить три направления:

  1. Работы в стиле старинных форм («Three Air of Court», «Concertino for Two Guitars», «Suite Antiga»);
  2. Произведения в стиле неоклассики (Sonata №4 «Italiana», великолепная Preludio №2);
  3. Пьесы, написанные на основе фольклорной и популярной музыки («Valsa Chorosa», «Valsa-Choro», «Choro №1»).

Гвидо Санторсола создал богатейший гитарный репертуар, включающий 28 произведений для гитары соло, 5 гитарных дуэтов, 13 ансамблей для гитары с различными инструментами и 9 произведений для гитары и ансамблей гитаристов с оркестром[3].

Композитор мастерски лавировал между стилями и создавал не только нежную, но и импульсивно-порывистую, диссонансную музыку, вводя такие приемы как удары по инструменту в перкуссионном контрапункте (например, в III части «Alla Tarantella» сонаты №4 и Malambo)[4].

Гвидо Санторсола умер 25 сентября 1994 г. в Монтевидео. В его записках сохранилась фраза: «Те, кто создает, никогда не бывают довольны результатом. Это означает, что внутренний образ является более совершенным, но он теряет немного своей красоты, когда принимает материальную форму и выходит наружу».

 

Список литературы:

  1. Distler J. Аннотация к диску. // http://www.classicstoday.com/review/review-9738/
  2. Bartoloni F. F. Guido Santorsola: uma introdução à obra violinísta e seu trabalho como professor para o violão brasileiro. São Paulo, 2004. 146 p.
  3. http://anamlores.blogspot.ru/2007/09/bach-of-20th-century-guido-santrsola.html

 


[1] Bartoloni F. F. Guido Santorsola: uma introdução à obra violinísta e seu trabalho como professor para o violão brasileiro. São Paulo, 2004. 21 p.

[2] http://anamlores.blogspot.ru/2007/09/bach-of-20th-century-guido-santrsola.html

[3] Bartoloni F. F. Guido Santorsola: uma introdução à obra violinísta e seu trabalho como professor para o violão brasileiro. São Paulo, 2004. P. 129-136.

[4] Distler J. Аннотация к диску// http://www.classicstoday.com/review/review-9738/

    Что вы об этом думаете?

    Расскажите всю правду...
    и, да, если вы хотите, чтобы ваш комментарий сопровождался аватаркой, пройдите по ссылке и получите граватар!