Сколько стоит приезд в Россию Пако де Лусии и Висенте Амиго?

Как мы и обещали, организатор фестиваля «Мир гитары» в Калуге Олег Акимов дал эксклюзивное интервью нашему журналу. Мы подробно расспросили Олега о приезде звезд, а также узнали об истории фестиваля и том, кто будет на фестивале уже в следующем году.

— Олег, расскажите про нынешний фестиваль поподробнее. Многих читателей интересует, будет ли как-либо меняться программа, сколько будут стоить билеты и как их достать. Кроме того, интересно узнать про гостиницы – ведь большая часть слушателей приедет издалека…

— Та программа, что есть сейчас, меняться уже не должна. Что касается цен на билеты – они вывешены на нашем сайте , там же есть все контактные телефоны и электронные адреса, по которым можно заказать билеты и даже забронировать гостиницу. Ближе к фестивалю мы вывесим на сайте адреса гостиниц, условия проживания и стоимость номеров. Со свободными номерами проблем, как правило, нет.

— Я правильно понял, что билеты на фестиваль можно заказать и получить через сайт?

— Нет, продажи «электронным путем» нет, только бронирование. Здесь, разумеется, существует некоторый риск, ведь человек, заказавший билеты, может не приехать, но как показал опыт прошлого фестиваля, на котором выступал Висенте Амиго, такого практически не случается. Люди даже приезжали заранее, чтобы купить билеты, потому что зал у нас, к сожалению, не очень большой – 750 мест. Еще нужно учитывать и то, что часть мест отдается спонсорам, прессе, власти, приглашенным участникам фестиваля, поэтому в свободной продаже не так много билетов.

— А стоимость?

— Обычно мы делаем демократичные цены на все концерты. Фестиваль длится пять дней, хочется, чтобы слушатели приходили не на один концерт из-за дороговизны билетов, а на несколько. Поэтому и сейчас на концерты, которые пройдут 22, 23 и 24 мая, стоимость билетов от ста до пятисот рублей. Что касается Висенте Амиго, здесь билеты дороже – от пятисот до двух тысяч рублей, а концерт Пако де Лусии, разумеется, будет самый дорогой. Здесь стоимость билетов от двух до двенадцати тысяч, причем подчеркну еще раз, билетов будет мало!

— Олег, как вы уже рассказывали в прошлом интервью нашему журналу, нынешний фестиваль будет юбилейным, поэтому приглашены самые разные исполнители. Как удалось организовать столь масштабный, как сейчас модно говорить, джем? Как удалось достучаться даже до Пако де Лусии?

— Как и любое большое мероприятие, фестиваль требует не только больших материальных, но и моральных затрат и еще большой организационной работы. Работать в этом направлении мы начали сразу же, как только закончился фестиваль прошлого года. Переговоры с иностранными исполнителями велись, начиная с сентября 2006 года, – необходимо успеть договориться первым, ведь у артистов масштаба Гойи, Амиго и де Лусии концертный график расписан чуть ли не на несколько лет вперед. Например, нам удалось «перехватить» Висенте – он перенес один из своих концертов в Македонии 19 мая, чтобы выступить 21 мая на нашем фестивале, а 22 мая в Москве.

— Как удается выходить на музыкантов?

— Ну, с испанцами мы работаем уже третий год, у нас есть там контакты, именно они и помогли нам выйти на Пако де Лусию и Висенте Амиго. Что же касается Франсиса Гойи, в Санкт-Петербурге есть люди, работающие с ним напрямую.

— Однако как вы объясняете звездам мирового уровня, что фестиваль проходит в Калуге? За границей все знают, что такое Москва, Санкт-Петербург, а тут – Калуга…

— Во-первых, исполнителю не всегда так важно, где он выступает – в столице или в провинции. Во-вторых, в наше время крупные фестивали за рубежом подчас проходят в небольших городах. Просто складываются традиции, фестиваль приобретает имя, имидж, и в эти города едет и публика, и звезды. Для нас сейчас находить связи не так сложно – у калужского фестиваля десятилетняя история, он хорошо известен за границей. Поэтому когда мы сообщаем, что к нам уже приезжали такие-то и такие-то звезды, сомнений, как правило, не возникает и многие исполнители с удовольствием соглашаются выступить.

— А сервис?

— Вот с сервисом бывает нелегко. К сожалению, в России он оставляет желать лучшего, именно поэтому крупные концерты проходят в столичных городах – там есть и инфраструктура, и обслуживание на высшем уровне. У нас же, к примеру, если музыкант требует пятизвездочный отель, потому что он к такому сервису привык, начинаются сложности. Но в данном случае все удалось устроить.

— Выходит, самым сложным остается поиск средств?

— Верно.

— Каким образом вы находите их?

— Когда фестиваль еще только начинался, уже тогда он был не бюджетным, а проходил на деньги спонсоров. До нынешнего фестиваля бюджетное финансирование составляло небольшую долю – не более 20%. В этом году, понимая, что у нас юбилей, спонсоры пошли нам навстречу, ну, и, разумеется, большую поддержку оказал и город, и региональный, областной бюджет.

— Можете сказать суммы гонораров исполнителям, если это не коммерческая тайна?

— У таких звезд, как Амиго и де Лусия, гонорары колеблются в пределах от 25 до 100 тысяч евро.

— Однако! Это не считая проживания…

— Да, это не считая проживания, питания, перелетов, переездов, рекламы и, конечно же, райдеров. (Райдер – перечень вещей и услуг, необходимых исполнителю на гастролях, начиная от полотенец в гостиничном номере, заканчивая сценическим оборудованием, аппаратурой и средствами транспорта. Все эти условия за свой счет обязана выполнить приглашающая сторона. Примеч. ред.)

— Расскажите, пожалуйста, поподробнее про выполнение условий райдера Пако де Лусии.

— С Пако получилось все просто и сложно одновременно – просто для него, сложно для нас. (Смеется.) Они представили нам перечень требований и сказали: «извольте его выполнить, иначе мы просто не приедем». Нам пришлось изыскивать возможности, потому что райдер большой и сложный, особенно техническая часть.

— Акустика?

— Не только. Помимо акустического оборудования здесь еще и профессиональное театральное освещение – огромное количество прожекторов, ламп и прочих приспособлений, хотя, казалось бы, это не шоу, а обычный концерт, ведь Пако только выступит со своей группой – не будет, например, танцев фламенко. Так что здесь пришлось приложить очень много усилий, потому что такого светового и звукового оборудования в Калуге просто нет.

— В афише фестиваля прописано, что участники фестиваля на дневных концертах общаются с публикой, отвечают на вопросы. Распространяется ли это на Пако и Висенте? Предусмотрено ли такое общение договором?

— К сожалению, нет. Это выходит за рамки райдера.

— А что касается аудио- и видеосъемки концерта, это будет возможно?

— Нет. Лишь для телерекламы разрешается снять 2-3 вещи с концерта, а так даже фотографировать во время выступления запрещено, потому что это раздражает исполнителей. Права на любые записи принадлежат даже не самим музыкантам, а записывающим компаниям. В случае с Пако это, если не ошибаюсь, компания EMI. Так что, если бы мы захотели полностью записать его концерт на видео, пришлось бы договариваться именно с EMI. Фотосъемку разрешено проводить только во время исполнения какой-то определенной композиции, причем исполнитель указывает сам, когда это можно сделать. Но опять же это все идет только в рамках рекламы.

— Тем не менее обычные зрители смогут фотографировать в указанное время?

— Скорее всего, да.

***

— Олег, мы еще вернемся к вопросам выполнения условий музыкантов, а пока можете рассказать, начали ли вы подготовку уже к следующему фестивалю? Какие есть планы?

— Сложно сказать пока. Мы сейчас вовсю работаем над нынешним фестивалем – день за днем приходится решать вопросы с визами, приглашениями, гостиницами, трансфером и так далее, поэтому о будущем есть мысли только в общих чертах. Хочется, чтобы было больше симфонической и камерной музыки, очень хотелось бы пригласить дуэт братьев Ассад, группу Томатито – известного исполнителя фламенко. Возможно, в рамках фестиваля удастся сделать конкурс русской семиструнной гитары, поскольку интерес к этому инструменту сейчас начал расти, появляются исполнители, разыскиваются и находятся произведения, о которых мы ничего раньше не знали. Ну, и тенденция, наверно, правильная – семиструнная гитара – инструмент «провинциальный», поэтому, может быть, это показательно, что свою вторую жизнь он получит именно из провинции.

— Чем вы руководствуетесь при выборе исполнителей?

— Я пользуюсь персональной информацией – слежу за тем, какие появляются гитаристы, читаю музыкальные журналы, посещаю сайты и так далее. Еще мы стремимся к тому, чтобы фестиваль был максимально разнообразным, представляем различные направления, например, на одном из фестивалей был день музыки кантри и день музыки латино. Далее, всегда необходимо знакомить слушателей не только с всемирно известными мастерами, но и открывать новых музыкантов. Ну, и, кроме того, мы приглашаем тех, кто полюбился калужской публике. Это и Дмитрий Илларионов, и Иван Смирнов, который стал уже талисманом фестиваля. Еще когда все находится в стадии разработки, слушатели начинают задавать вопросы: «А Иван будет на фестивале?» Мы, разумеется, идем им навстречу, поэтому есть люди, которые к нам приезжают часто.

— Для слушателя обилие разнообразной музыки, безусловно, очень интересно, а как к этому относятся сами приглашенные музыканты? Не бывает ли какого-то недовольства, что вот, мол, много классику играют, или, например джаз?..

— Нет, как правило, ничего такого нет. Исполнители доверяют организаторам фестиваля, которые формируют программу, где-то исходя из собственных вкусов и предпочтений, где-то идя навстречу публике, поэтому музыканты относятся ко всему с пониманием и трений не возникает.

— Расскажите немного об истории фестиваля – с чего все начиналось, как все начиналось…

— Самый первый фестиваль даже не назывался «Мир гитары», мы назвали его «Искусство классической гитары». Мысль мною двигала такая, что необходимо познакомить калужан с музыкой для этого инструмента. Ведь Калуга, в общем-то, не гитарный город, у нас есть классы, педагоги, но нельзя сказать, что отсюда вышли финалисты каких-то конкурсов или известные гитаристы.

— Если вы говорите про фестиваль именно классической гитары, тогда почему вы приглашаете исполнителей разных направлений?

— Еще когда только задумывался первый фестиваль, стало понятно: необходимо сделать так, чтобы он не был посвящен сугубо классической музыке – представьте себе, если вас пригласят на пять дней музыки Баха, Моцарта, Вивальди и т.д. – даже подготовленному слушателю побывать на всех этих концертах будет тяжеловато в течение пяти дней. Важно было не замыкаться, собственно, в рамках классической гитары, а показать, что на этом инструменте можно играть и латиноамериканскую музыку, и фламенко, и старинные произведения… К тому же, если делаешь фестиваль для узкого, скажем так, круга лиц, невозможно привлечь ни одного спонсора. Ведь спонсор в первую очередь интересуется, насколько это массовое мероприятие.

— Еще вы очень интересную вещь сделали – дневные концерты…

— Да, это даже не концерты, а именно встречи с музыкантами, которые играют на фестивале. Ведь у публики всегда есть вопросы, не обязательно касающиеся техники исполнения или заточки ногтей. А на дневных концертах можно пообщаться с исполнителем, «потрогать его руками».

— Таким образом, вы охватываете максимум целевой аудитории, верно?

— Конечно! Главное помнить, что праздник гитары должен быть не только для гитаристов, но и для обычных людей, для слушателей.

— Олег, одной из самых важных составляющих истории фестиваля являетесь вы как организатор. Вы ухитряетесь быть не только руководителем фестиваля и начальником управления культуры и спорта Калуги, но еще и выступать на концертах! Как может начальник управления культуры и спорта совмещать в себе еще две ипостаси?

— Мое любимое дело – это гитара. А любимым делом заниматься будешь всегда, какой бы пост ни занимал и что бы ни делал по жизни, несмотря даже на то, что культура и спорт в последние годы, к сожалению, это не те направления, на которые федеральное правительство обращает много внимания, и поэтому моя работа занимает очень много времени.

— Что вы будете играть на фестивале?

— Квинтет с моим участием сыграет «Фанданго-квинтет» Луиджи Боккерини для двух скрипок, альта, виолончели и гитары. Надеюсь, у меня хватит сил, времени точно не хватит (смеется), но сил должно хватить, чтобы хотя бы ночами брать инструмент и готовиться к выступлению. Видите ли, на фестивале будут мои друзья, и игра с ними дает мне много радости, особенно когда играешь с такими музыкантами, как Березницкий, Тростянский.

— Сколько времени вы занимаетесь, чтобы держать руки в форме, и вообще, удается ли играть каждый день?

— Сейчас практически целый месяц я не брал гитару – очень много времени, повторюсь, отнимает организация фестиваля, но вот скоро будет возможность как следует отдохнуть в майские праздники, и я сразу стану заниматься значительно больше.

— Олег, я знаю, что вы закончили консерваторию, то есть вы – профессиональный музыкант, но также известно, что вы получили образование за рубежом, образование, которое помогло вам занять нынешний пост. Расскажите, пожалуйста, об этом.

— Это была программа «Бизнес для России», проводившаяся при поддержке американского информационного агентства. Все участники программы проходили отбор по бизнес-планам, которые они писали. Темой моего бизнес-плана было концертное агентство, собственно, чем я сейчас и занимаюсь. После отбора нам давали направления на стажировку, и я стажировался в концертном агентстве в Чикаго в течение двух месяцев. По возвращении в Калугу создал концертное агентство, которое занимается организацией различных мероприятий, в том числе и фестиваля. Работа в агентстве шла параллельно с моей работой в качестве солиста филармонии и преподавателя в музучилище. А три года назад все резко поменялось – когда произошли очередные выборы, во главе Калуги стал новый Городской Голова – человек, имеющий не только гуманитарное образование как историк, но и экономическое, и он предложил мне занять тот пост, который я сейчас и занимаю.

— С культурой более-менее понятно, но еще и спорт…

— К спорту я также имею непосредственное отношение, потому что до того, как заниматься музыкой, я играл в хоккей и собирался даже стать спортсменом.

— Но музыка все же пересилила?

— Да! (Смеется.) Поначалу наши спортсмены приняли меня в штыки: почему это спортом будет руководить музыкант? Но потом все стало на свои места.

— Играете сейчас в хоккей?

— У меня в кабинете стоят две клюшки, и в этом году я после довольно большого перерыва вновь стал на коньки и хорошо поиграл.

— Возвращаясь к образованию, – стажировка в Чикаго дала вам знания, которые вы сразу смогли применить на практике, или же пришлось их адаптировать к российским условиям?

— Кое-что, разумеется, пришлось менять, но что касается, например, планирования, четкого определения целей, работы со спонсорами и ряда других вещей – в этом стажировка мне дала много. Вообще существуют две формы менеджмента в культуре – американская и французская. Французская была у нас во времена Советского Союза, она подразумевает денежные вливания в культуру со стороны государства, а американская направлена на изыскание резервов своими силами. Это спонсорство, меценатство, пожертвования.

— Какая схема лучше для России, на ваш взгляд?

— Трудно сказать, но во всяком случае сейчас работаем мы все больше по американской схеме, и она действует.

— Как вы думаете, имеет смысл ввести музыкальный менеджмент в обязательное образование?

— Безусловно! Ведь так или иначе молодые музыканты все равно сталкиваются с этим, когда начинают свою карьеру. Да и в любом случае, даже если у музыканта есть хороший продюсер, ему самому стоит понимать, откуда что берется. Ведь музыка, искусство – это то же рынок, тот же товар, как бы грустно это ни звучало, и здесь становится важным, насколько хорошо ты можешь свою идею подать, представить, и насколько хорошо ты представляешь перспективы в дальнейшем.

— Кстати, какие вы видите перспективы калужского фестиваля в дальнейшем? Что изменилось за десять лет? Что будет?

— Самое главное, чего мы смогли достичь, это то, что о фестивале стали говорить не только у нас, но и за границей, то есть мы создали имидж и фестивалю, и городу. Еще важным считаю то, что удалось поднять планку до такого уровня, когда к нам приезжают Пако де Лусия, Франсис Гойя, Эл ди Меола. С одной стороны, это хорошо, но, с другой, меня немного даже пугает, потому что планку надо держать: к нам должны приезжать музыканты различных жанров и высокого уровня. Что касается перспектив, мы будем искать новые формы, например, на фестивале уже действует программа, когда участники дают благотворительные концерты для детей-сирот, инвалидов. Мы также хотим сделать конкурс русской музыки – семиструнной гитары. Еще необходимо открывать публике новые имена – сейчас много отличных гитаристов, о которых никто почти не знает. Есть мысли по созданию выставки музыкального оборудования и гитар в рамках фестиваля. Вот, пожалуй, такие перспективы на ближайшее будущее.

— Олег, под конец нашего интервью хотел попросить вас рассказать смешные, забавные случаи, которых наверняка за 10 лет существования фестиваля накопилось достаточно. Какие возникали сложности в общении со звездами?

— Сложности есть, конечно. Как правило, они случаются с зарубежными звездами, с нашими музыкантами проще как-то. А иностранцы привыкли работать за границей, и не всегда бывает возможным даже объяснить им наши специфические условия. Они требуют четкого выполнения всех договорных обязательств, то есть безусловное выполнение технического и бытового райдеров и так далее. Курьезы случаются, но о них не всегда хочется вспоминать, потому что смешно становится постфактум, а так бывает даже грустно. Например, с ди Меолой у нас был очень неприятный случай, когда привезли всю технику для его группы, но забыли привезти трансформатор-переходник с 220 вольт на американские 110. Наши умельцы все же успели что-то сделать и понизить напряжение, но при этом в один прекрасный момент где-то пробило и менеджера ди Меолы чуть не убило током прямо на сцене. Всем было весело, все смеялись, кроме бедного менеджера, который за сценой кричал благим матом: «Я вам написал сделать нормальное напряжение, а вы что сделали?!» Потом этот момент ди Меола вспоминал по приезде в Москву и в шутку говорил менеджеру: «Жаль, что тебя тогда не убило в Калуге».
Бывают совсем уж курьезные случаи, например, в прошлом году Ева Фампас по прилете потеряла свой паспорт в салоне самолета, и мы ее очень долго ждали, даже уже искать начали, думая, что она пропала. В общем, накладки случаются. Бывает и так, что едешь встречать музыканта и не в тот аэропорт приезжаешь. А ещё я потерял авиабилет Хорхе Кардосо почти перед его вылетом, и пока не удалось купить новый, на музыканта было страшно смотреть. Но он перенес это стойко! В общем, все это смешно, но лучше бы таких моментов было поменьше, потому что они только седины прибавляют.

— Олег, спасибо вам за интересный рассказ! Надеюсь, на юбилейном фестивале подобных «сюрпризов» не произойдет.

— Спасибо!

Уточненное расписание концертов фестиваля «Мир гитары»:

21 мая 2007
18:30
ВИСЕНТЕ АМИГО (Испания)
«POETA» концерт — фламенко для гитары с оркестром

22 мая 2007
11:00
Музыкальный портрет
Анатолий Гринденко, виола да гамба;
засл. артист России Александр Суетин, лютня
«Музыка европейского барокко».

15:00
Засл. артист России Виктор Козлов (Челябинск)

18:30
ГИТАРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
Сесилия Сикейра (Уругвай) — Фернандо Лима (Бразилия);
«Coulеurs Tango Trio» Себастьяна Ваше (Франция);
EON guitar quartet (Италия);
Юлия Лонская (Белоруссия);
Классик-квартет:
Александр Тростянский, скрипка (Москва)
Засл. арт. России Михаил Березницкий, альт (Москва)
Засл. арт. России Александр Бальшин, виолончель (Москва)
Олег Акимов, гитара (Калуга)

23 мая 2007
11:00
Валерий Волков (Москва) — главный редактор журнала «Гитарист»
«Нетрадиционная техника игры: фингерстайл и не только».

15:00
Сергей Руднев (Тула) — «Русский стиль игры».

18:30
ФЕСТИВАЛЬНЫЙ ДЖЕМ
Джаз-трио:
Пол Болленбек, гитара (США),
Крис Макналти, вокал (Австралия),
Андрей Кондаков, ф-но (Россия);

Владимир Троицкий (Петрозаводск);

Фрэнсис Гойя (Бельгия) и Калужский камерный оркестр;

Группа Ивана Смирнова;

24 мая 2007
11:00
Наталия Иванова-Крамская (Москва)
«Посвящение маэстро». К 95-летию со дня рождения
засл. арт. РСФСР Александра Иванова-Крамского.

15:00
Алексей Агибалов (Бишкек) «Русская семиструнная гитара».

18:30
ВЕЧЕР РУССКОЙ МУЗЫКИ
Анастасия Бардина, Сергей Руднев, Юрий Нугманов;

Трио:
Владимир Маркушевич,
Евгений Пушкаренко,
Александр Колпаков;

Цыганское трио «ЛОЙКО».

25 мая 2007
11:00
Игорь Шошин (Гомель).

15:00
Александр Виницкий «Бразильская босcа-нова».

18:30
ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Легенда гитары фламенко ПАКО ДЕ ЛУСИЯ (Испания).

    Что вы об этом думаете?

    Расскажите всю правду...
    и, да, если вы хотите, чтобы ваш комментарий сопровождался аватаркой, пройдите по ссылке и получите граватар!