16 февраля исполняется 200 лет со дня рождения русского гитариста Николая Петровича Макарова (4(16).02.1810 – 5(17).12.1890).
Наш современник, русский гитарист-любитель Александр Маев, ныне живущий в Германии, обеспокоенный тем, что имя этого гитариста, композитора, беллетриста, деятеля гитары незаслуженно забыто, в канун юбилея Макарова специально для “Гитарного журнала” написал небольшую статью-размышление.
Пытаясь понять жизнь и значение этого человека, я, да, наверно, и большинство из нас, имеют возможность пользоваться, в основном, только, его воспоминаниями, нотами нескольких пьес, романом Б.М.Эйхенбаума (1933 г.) и книгой Б.Л. Вольмана (1961 г.).
Вот, что пришло в голову, когда я немного покопался в этих источниках…
Н. П. Макарову довелось быть военнопленным, музыкантом, коммерсантом, лексикографом, мемуаристом, публицистом. Начав заниматься гитарой в 28 лет, он через 3 года дает концерт! В 1840 году встречается с Сихрой и Даргомыжским, жестко критикующими его первые композиторские опыты, а уже через пару лет, после занятий с Иоганнисом, Сихра называет его исправленную работу “блистательнейшей гитарной пьесой”!
Совершенствуясь в игре, разработал способ игры хроматической гаммы 3 пальцами и способ игры трелей на 2 струнах 4 пальцами, изобрел приспособление для тренировок в отсутствие гитары, написал учебник о виртуозной игре. И, видимо, добился высочайшей культуры звукоизвлечения, виртуозной техники, глубокой выразительности. В его записях можно найти замечания о вкусе, стиле, певучести, чистоте, о необходимости игры нежной, округлой, отчетливой, строгой, сильной, способной увлечь, расшевелить. То есть о том же, о чем мы размышляем и сейчас!
Николаю Макарову и организованному им Брюссельскому конкурсу мы во многом обязаны открытием для мира имен Мертца, Коста, Шерцера, Архузена.
Им написаны два Концерта, “Симфоническая фантазия”, “Венецианский карнавал”, “Цветы севера”, Мазурка, обработки народных песен “Камаринская”, “Веселушка”, “Милушка”, “Резвушка”, “Однозвучно гремит колокольчик”, Каприс на тему Мертца. И это – только встретившиеся названия! Так, возможно, в закромах библиотек пылятся ноты пьес, достойных того, чтобы быть игранными на конкурсах, концертах, быть в учебных программах ?! Именно его энергия и активность немногих других энтузиастов не дала окончательно потухнуть огоньку интереса к гитаре в длительный период между деятельностью Сихры и Русанова.
Так не пора ли как следует изучить и объективно оценить его наследие, посмотреть, нет ли в его учебнике чего-то полезного и для сегодняшних виртуозов, и, может быть, ввести, наконец, его пьесы в действующий репертуар?
14.02.10
Александр Маев
Интересная статья! Спасибо Александру Маевву!
Я тоже, как и Александр Маев , живу в Германии. Очень бы хотелось у становить с ним контакт. Вы не мог ли бы помочь?
Меня можно найти в “Моем мире” на mail.ru , искать: Alexander Maev , или, например, на форуме гитаристов : demure.ru
Спасибо за интересную статью!
[…] 16 февраля исполняется 200 лет со дня рождения русского гитариста Николая Петровича Макарова (4(16).02.1810 — 5(17).12.1890).Наш современник, русский гитарист-любитель Александр Маев, ныне живущий в Германии, обеспокоенный тем, что имя этого гитариста, композитора, беллетриста, деятеля гитары незаслуженно забыто, в канун юбилея Макарова специально для «Гитарного журнала» написал небольшую статью-размышление.Пытаясь понять жизнь и значение этого человека, я, да, наверно, и большинство из нас, имеют возможность пользоваться, в основном, только, его воспоминаниями, нотами нескольких пьес, романом Б.М.Эйхенбаума (1933 г.) и книгой Б.Л. Вольмана (1961 г.). Вот, что пришло в голову, когда я немного покопался в этих источниках…Н. П. Макарову довелось быть военнопленным, музыкантом, коммерсантом, лексикографом, мемуаристом, публицистом. Начав заниматься гитарой в 28 лет, он через 3 года дает концерт! В 1840 году встречается с Сихрой и Даргомыжским, жестко критикующими его первые композиторские опыты, а уже через пару лет, после занятий с Иоганнисом, Сихра называет его исправленную работу «блистательнейшей гитарной пьесой»!Совершенствуясь в игре, разработал способ игры хроматической гаммы 3 пальцами и способ игры трелей на 2 струнах 4 пальцами, изобрел приспособление для тренировок в отсутствие гитары, написал учебник о виртуозной игре. И, видимо, добился высочайшей культуры звукоизвлечения, виртуозной техники, глубокой выразительности. В его записях можно найти замечания о вкусе, стиле, певучести, чистоте, о необходимости игры нежной, округлой, отчетливой, строгой, сильной, способной увлечь, расшевелить. То есть о том же, о чем мы размышляем и сейчас! Николаю Макарову и организованному им Брюссельскому конкурсу мы во многом обязаны открытием для мира имен Мертца, Коста, Шерцера, Архузена.Им написаны два Концерта, «Симфоническая фантазия», «Венецианский карнавал», «Цветы севера», Мазурка, обработки народных песен «Камаринская», «Веселушка», «Милушка», «Резвушка», «Однозвучно гремит колокольчик», Каприс на тему Мертца. И это — только встретившиеся названия! Так, возможно, в закромах библиотек пылятся ноты пьес, достойных того, чтобы быть игранными на конкурсах, концертах, быть в учебных программах ?! Именно его энергия и активность немногих других энтузиастов не дала окончательно потухнуть огоньку интереса к гитаре в длительный период между деятельностью Сихры и Русанова.Так не пора ли как следует изучить и объективно оценить его наследие, посмотреть, нет ли в его учебнике чего-то полезного и для сегодняшних виртуозов, и, может быть, ввести, наконец, его пьесы в действующий репертуар?Александр Маев Метки: гитаристы, новости […]
Вот уж год прошел !
И что-нибудь сдвинулось ?
Меня можно найти в «Моем мире» на mail.ru , искать: Alexander Maev , или, например, на форуме гитаристов : terraguitar.ru